|
Тоска Онегина — дань моде или глубокое внутреннее переживание? По роману в стихах Пушкина «Евгений Онегин» (ЕГЭ по литературе)Евгения Онегина из одноимённого романа в стихах А. С. Пушкина традиционно относят к типу "лишнего человека". Этот герой умён, обладает незаурядными способностями, но не может реализовать их в своём времени, поэтому разочарован в жизни. Рассмотрим, чем же является тоска Евгения: данью моде или глубоким внутренним переживанием. С первого взгляда может показаться, что "хандра", апатия, мрачность являются чертами модного облика Онегина, как его боливар, брегет и другие атрибуты "dandy лондонского". Всё это создаёт романтичный образ разочаровавшегося молодого дворянина, делающий его загадочным и привлекающий женщин: Как рано мог он лицемерить, <...> Как рано мог уж он тревожить Сердца кокеток записных! Однако впоследствии становится ясно, что тоска героя — отнюдь не лицемерие. "Казаться мрачным, изнывать" — уже не желание Онегина произвести эффект, а обычное состояние. Охладев к пустой и бессмысленной жизни в большом свете и получив наследство от дяди, Евгений едет в деревню. Онегин пытается избавиться от скуки, занимаясь хозяйством, однако это ему не удаётся. Кроме того, у него не складываются отношения с соседями — те не могут понять стремлений молодого помещика, причин его странных, по их мнению, действий (например, замены барщины на оброк) и решают, что он — "опаснейший чудак". Пушкинский герой и здесь разочаровывается в своём окружении, мысли о котором выражаются в лирическом отступлении: Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей. Причиной глубокой тоски Онегина является не только то, что он опережает своё время, не только его либеральные порывы и "резкий, охлаждённый ум", но и эгоизм, из-за которого герой оказывается несчастлив в любви. Живя в Петербурге, он воспринимал любовь молодых красавиц как развлечение, возможность Добиться тайного свиданья И после ей наедине Давать уроки в тишине! Привыкнув жить лишь для себя и не умея жертвовать чем-либо ради других, он отказывает искренне любящей его Татьяне. Впоследствии он сам скажет об этом: "Свою постылую свободу я потерять не захотел", — чем подчеркнёт бесцельность своей жизни и ошибку, сделавшую его ещё более несчастным. Таким образом, способная поначалу показаться данью моде тоска Онегина на самом деле является сильным внутренним переживанием. Герой, который не может найти себя, не имеет друзей, единомышленников и оказывается несчастным в любви, испытывает глубокое разочарование в жизни, которое и ведёт к чувству печали и безысходности. Обновлено: Опубликовал(а): Игнатьич Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|