Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Вечные искания лучших героев по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)

Великий русский писатель Л.Н. Толстой создал величайшее произведение – народно-героическую эпопею, включающих множество характеров, портретов и типов. Среди них - сложные душевные миры лучших героев: князя Андрея Болконского и Пьера Безухова.

В нашем воображении они почти противоположны. Андрей - представитель старинного княжеского рода, привлекательный и галантный кавалер, наделенный благородством и мужеством. Пьер - внебрачный сын графа Безухова, толстый и неуклюжий, который порой выглядит смешно и нелепо, но при этом имеет "золотое сердце" . Так что же их связывает? Герои ищут смысл жизни и вечное счастье, сохраняя при этом индивидуальность, честь и собственное достоинство.

В их искренней преданной дружбе постоянно присутствует скрытое противостояние.

Ведь каждый наделен определенными чертами характера, в соответствии с которыми и решает, какое место должен занять в жизни истинно благородный и порядочный человек.

Князь Андрей - щедро одаренная натура. Следуя мнению своего отца, он считал, что «праздность и суеверие – пороки, деятельность и ум - добродетели». У него незаурядный ум, склонный к серьезной работе и самоанализу. Князь Андрей - волевой, честолюбивый и властный человек. В нем живет потребность обширной государственной деятельности. Он мечтает о личной славе, считает себя великим человеком, которому стоит только найти «свой Тулон», чтобы выдвинуться и занять высшие посты. Но «свой Тулон» князь Андрей решил завоевать на поле боя, а не в штабе.

Под Аустерлицем, во время бегства Апшеронского батальона от внезапно появившихся из тумана французо, когда упало боевое знамя, князь Андрей, «чувствуя слезы стыда и злобы, подступившие ему к горлу», бросается к знамени, поднимает его, останавливает апшеронцев и увлекает их в атаку. Но вдруг он падает, раненный в голову. Находясь между жизнью и смертью, испытывая непередаваемые муки от телесных и душевных ран, созерцая бесконечно высокое и чистое небо, князь Андрей ощущает в себе веру в Бога и ничтожность всего окружающего. Вчерашний кумир Наполеон для него теперь никто, всё меркнет в сравнении с этим небом. Однако, выздоровев, князь Андрей утратил эту веру. Он возвращается с войны уставшим и опустошенным, решает всецело посвятить себя ведению хозяйства и воспитанию сына Николеньки. По прибытии Пьера в Богучарово, оба друга заметили, что за время их разлуки, между ними возникла некоторая отчужденность. Андрей не понимает высоких устремлений Пьера, но все же в его душу закрадывается сомнение: верен ли тот жизненный путь, который он выбрал? Позднее, встречи с Наташей Ростовой в Отрадном, которая была взволнована красотой ночи, и со старым преображенным дубом, пробудили в князе Андрее дремлющие духовные силы, и он возвращается к деятельной жизни.

Андрей Болконский едет в Петербург, чтобы, используя опыт неудачной войны, реформировать русскую армию, подготовить ее к будущим боям. В августе 1806 года, через неделю после приезда в Петербург, князь Андрей был назначен членом комиссии, составляющей военные уставы и, «чего он никак не ожидал, начальником отделения комиссии составления законов». Но вскоре князь увидел, что праздная работа комиссии далека от нужд народа, и разочаровался в ней.

Андрей глубоко любит Наташу, но чувство его эгоистично, он мало думает об ее счастье и не может понять и простить любовь Наташи к Анатолю Курагину, как ему советует Пьер. Уязвленное самолюбие убивает любовь.

Все прежние неудачи князя Андрея были не случайны. Он видел цель жизни в чем-то личном – личной славе, личном счастье. Но, участвуя в Отечественной войне, князь Андрей постепенно преображается. Он отрешился от всего личного, пришел к осознанию своего патриотического долга, слился со всей нацией в едином порыве. «В полку его называли «наш князь», им гордились и любили».

На Бородинском поле князь Андрей Болконский был смертельно ранен. В госпитале он встречается с Анатолем Курагиным, которому отрезали ногу. Князь Андрей смотрит на Курагина, и он «вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце». Андрей понимает, что истинный смысл в жизни и счастье можно найти только во всеобщей любви.

Наташа с огромной нежностью ухаживает за ним, и герой понимает, как сильно он ее любит. С приближением смерти, любовь к Богу побеждает в князе Андрее любовь к каким-то конкретным людям и к жизни, он умирает самоуглубленным и безразличным к окружающему миру.

Пьер Безухов впервые предстает перед нами в салоне Анны Павловны Шерер, наполненном лицемерием и фальшью, куда он, такой неуклюжий и неловкий, но с необыкновенно доброй и доверчивой улыбкой, совершенно не вписывался. Все здесь, кроме князя Андрея были ему чужими. Высшее общество не принимает в нем всё: незаконнорожденность, особый взгляд на революцию и Наполеона, его «золотое сердце». Но его страстная натура не признает никаких рамок, не приемлет правил и дисциплины. Он находит своим силам выход в разгуле и кутежах, попадая в круг «золотой молодежи».

Неожиданно многое меняется в жизни Пьера. Судьба посылает ему испытание: отец умирает, Пьер становится единственным наследником. Он и не подозревает, какую опасность таит в себе такое богатство, что собой представляет мир Курагиных, Друбецких, Долоховых. Много ошибок он совершит, прежде чем поймет низкопробность подобных людей, их неискренний, фальшивый мир. Поддавшись плотскому увлечению, он женится на холодной и властной Элен. По своей мягкотелости будет дружен с Анатолем и Борисом, но едва их суть станет ему ясна, он резко порвет с женой, даст отпор князю Василию, а Долохова – представителя той самой «золотой молодежи» вызовет на дуэль. Он поймет сам, без чьей-либо помощи, что в мире денег нет счастья, пустая и глупая жизнь низводит человека в пропасть порока. Так начинается для Пьера восхождение на следующую, духовную ступень. Он, как и многие передовые представители русской интеллигенции, увлечется идеологией масонства. Пьер только теперь ощущает все прелести жизни. Возвращаясь к сцене его приезда к князю Андрею в имение Богучарово, мы видим, как Пьер (в противоположность князю Андрею) весь светится энергией и жаждой деятельности. Пьеру кажется, что он наконец отыскал то, ради чего стоит жить. Он проникся идеалами масонства, так как сущность ордена проповедовала постоянную внутреннюю духовную работу над собой. А Пьер мечтал обрести новую истину, после крушения прежних надежд и ухода от супруги.

Тут-то и возникает спор между друзьями. Пьер счастлив от сознания того, что он несет людям добро, Андрей считает иначе: нужно жить так, чтобы не причинять никому вреда. Так кто же из них прав? Оба в чем-то правы и оба могут ошибаться. В любом случае, и тот и другой постоянно и мучительно ищут свое место в жизни. И эта их встреча оказала влияние на обоих героев – для князя Андрея она послужила сигналом к действию, а для Пьера положила начало сомнениям. И те хозяйственные реформы, которые не довелось провести графу Безухову в своем имении, легко пошли у князя Болконского.

Итак, Пьер пытался сделать что-то для народа, для тех «мужиков», которых до 1812 года он так и не узнает. Пьеру придется пройти через ряд ошибок и заблуждений, ложь и обман, по возвращении в семью Курагиных, прежде чем он, по-настоящему сблизившись с народом, очистится духовно.

С началом войны, когда беда пришла в дом, Пьер еще не осознает свою роль в общем деле. Решив убить Наполеона, продолжает ездить в мир, к Ростовым, собирать ополчение. И лишь после встречи с князем Андреем под Бородином, все проясняется. Пьер всеми фибрами души и сознанием ощущает скрытую силу патриотизма, во всем своем окружении, в людях, готовых отдать свою жизнь за Москву, за Отчизну.

Дружба главных героев необыкновенно благородна и плодотворна. И тот, и другой оказываются рядом в трудные кризисные моменты жизни, помогают разрешить сомнения и обрести покой. Так было и в Петербурге, и в Москве, и в Богучарове, и на поле боя. В день сражения неоценимую помощь и влияние оказывают на Пьера воспоминания о словах князя Андрея, сказанных им при их последней встрече. Он теперь мечтает стать солдатом, проникнуться духом патриотизма непосредственно на поле брани. Здесь Пьера окружают совершенно другие люди, абсолютно не похожие на тех, что он встречал в салонах и гостиных. Это народная стихия – гордая и неумолимая, поднявшаяся против захватчиков. Отечественная война с французами перевернула сознание народа, подтолкнула его к пробуждению. Став колыбелью декабризма, не обошла стороной и Пьера Безухова.

Скитания в оставленной Москве, спасение ребенка, арест, присутствие при казни русских, обвиненных в поджоге, вновь ввергают Пьера в душевный кризис, заставляют терять веру в добро, в людей. И тут, в плену, Безухов встречает человека, перевернувшего его взгляд на мир. Человек этот – простой солдат Платон Каратаев, олицетворяющий всё «русское, доброе, круглое». Он учит Пьера всепрощению, терпению и доброте. Муки заключения помогают герою романа понять главное: «Нет величия там, где нет простоты, доброты и правды». И «прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых незыблемых основах» воздвигается в его душе.

«Золотое сердце» Пьера еще больше открывается миру благодаря любви к Наташе Ростовой, а потом и к детям. Но «крестный ход» Безухова не завершен. Ведь впереди 1825 года, Сенатская площадь, где Пьер непременно будет присутствовать.

Не может душа, вынесшая столько страданий и боли, быть равнодушна к чужому горю. Мы видим, что вечные искания Пьера прекращаются, когда тот обретает семейное счастье с Наташей и вступает в тайное декабристское общество, где он может полностью реализовать себя. Для Пьера Безухова смыслом жизни является активная деятельность, бок о бок с народом, направленная на создание благ все для тех же «мужиков».

Автор также дает нам представление о ходе развития взглядов Андрея Болконского. В эпилоге романа пятнадцатилетний Николенька мечтает: «Отец! … я сделаю то, чем он был бы доволен». Очевидно, что и князь стал бы декабристом вместе с Пьером.

Итак, Лев Николаевич Толстой, описывая сложные жизненные пути князя Андрея Болконского и графа Пьера Безухова, показывает читателю, что общим и основополагающим в духовных исканиях его любимых героев является то, что, в конце концов, оба приходят к сближению со своим народом.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.