Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




В чем схожи Печорин и Онегин (Сравнительный анализ)

Роман в стихах «Евгений Онегин» был написан А.С. Пушкиным в 1832 году, роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – в 1840 году. Героев своего времени Евгения Онегина и Григория Печорина объединяют многие черты. Например, портрет, некоторые взгляды на жизнь, ненужность в обществе и несчастье в любви. Различны герои в обладаемом ими эгоизме, в отношении к светским канонам, а также отличается финальное повествование о их жизни.

Начать сопоставление героев стоит с их внешней оболочки – портрета. Печорин и Онегин – молодые люди практически одного возраста: «…Дожив без цели, без трудов / До двадцати шести годов…» (Евгений), «...молодой человек лет двадцати пяти...» (Григорий Александрович). Помимо того, оба героя хороши собою: герой-рассказчик пушкинского романа повествует: «...Острижен по последней моде; / Как dandy лондонский одет...», Лермонтов же пишет про Печорина: «...он был вообще очень недурен...».

Отмечается в произведении и сходство взгляда двух героев: Пушкинский герой обладает «холодным» взором, а глаза Лермонтовского персонажа никогда «не смеялись». Таким образом, оба писателя рисуют героев времени со схожим обличием.

Схожи и психологические портреты персонажей. Так благодаря психоанализу Печорина и рассказам о нем читатель узнает о странности героя («...Вы странный человек!..») и одновременной расположенности к нему людей («...слыву добрым малым!..»), о развитом уме («...вот нас двое умных людей...») и несоответствующей такому уму ветрености («...Да, я всегда знал, что он ветреный человек...»). Так же и повествование героя-рассказчика позволяет глубже раскрыть образ Онегина. Юноша обладает «неподражательной странностью», но при этом «...Свет решил, / Что он умен и очень мил...», помимо того Евгений, как и Печорин считается «повесой», несмотря на свой «резкий охлажденный ум». Так психологический портрет героев, построенный на приеме антитезы, вновь убеждает читателя в схожести образов Пушкинского И Лермонтовского персонажей.

Главное же сходство Печорина и Онегина в том, что они герои своего времени. Иными словами, их образы воссозданы из «пороков всего…поколения», как писал Лермонтов. Портрет, характер, увлечения и интересы двух персонажей в полной мере отражают общество девятнадцатого века.

Так, например, оба героя считаются «лишними», они не востребованы в обществе и не несут ему никакой пользы, а также «лишнему человеку» свойственно отсутствие так называемой зоны комфорта. «… Во мне душа испорчена светом», - горько замечает Печорин в диалоге с Максимом Максимычем. То же самое говорится и об Онегине: «… рано чувства в нем остыли; ему наскучил света шум». Отсюда и возникает «охота к перемене мест» и желание к «странствию без цели». Однако ни скитания Печорина на Кавказе, ни странствия Онегина не приносят своих плодов, тогда то и становится ясно: эти герои никому не нужны, они – «лишние».

Помимо того, данные персонажи играют роль «топоров в руках судьбы», то есть причиняют страдания людям, с которыми сталкивает их жизнь. На дуэли с Онегиным гибнет Ленский, страдает из-за главного героя Татьяна; аналогично на дуэли с Печориным погибает Грушницкий, умирает Бэла, обижается добрый Максим Максимыч, несчастливы Мери и Вера.

Объединяет героев и их общее несчастье в любви. Так чувства Евгения к Татьяне оказываются «запоздалыми»:

Случайно вас когда-то встретя,

В вас искру нежности заметя,

Я ей поверить не посмел

Внимать вам долго, понимать

Душой всё ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

Герой Пушкинского романа вовремя не оценил качеств Татьяны по достоинству, а также не был готов променять свободу на любовь. Однако осознав всю ценность возвышенного чувства, Онегин осознал и свое несчастье от упущенного шанса. Обречена на страдания и любовь Печорина к Вере. Когда возлюбленная главного героя признается мужу в измене и уезжает с ним, Григорий Александрович понимает, что Вера – это именно та женщина, которая поняла бы его «совершенно, со всеми… мелкими слабостями, дурными страстями», которая бы подарила ему счастье и теплую любовь. Тогда Лермонтов вводит символический эпизод погони Печорина на лошади за Верой, однако эта лошадь падает, что и символизирует упущенное счастье.

Однако не все так схоже в Онегине и Печорине. Например, различен эгоизм героев. Рассмотрим эпизоды дуэлей этих героев. Поводом для дуэли Онегина с Ленским послужили заигрывания Евгения с возлюбленной друга:

И наклонясь ей шепчет нежно

Какой-то пошлый мадригал,

И руку жмет - и запылал

В ее лице самолюбивом

Румянец ярче…

Ленский вызывает Онегина на дуэль, и к тому времени главный герой уже «чувствует свою вину», однако от вызова не отказывается, так как он считает, что обязан самоутвердиться, чтобы не упасть в глазах светского общества. Во время дуэли Онегин может остановиться, однако «…дико светская вражда/Боится ложного стыда». Так герой предает ценность искренних человеческих чувств и дружбы, в чем и проявляется его эгоизм. Так же свойственен эгоизм и Печорину, однако он не овладел им полностью.

Различен и финал повествования о героях. Так в главе «Максим Максимыч» читателю становится известно об истощении души Печорина, а жизнь его оканчивается поездкой в Персию и трагичной гибелью там же. А.С. Пушкин же оставляет финал «Евгения Онегина» открытым, что позволяет задуматься о возможности становления Евгения на правильный путь.

Таким образом, герои А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова имеют как и общие сходства, так и различия, но важно одно: они – это собирательный образ представителей современного им общества, они – герои времени.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.