Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ стихотворения «Сияла ночь...» (Фет А. А.)

Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» навеяно поэту пением Т. А. Кузминской; среди песен, которые она исполняла, был и знаменитый романс Глинки на пушкинские слова. Тот же трехчастный лирический сюжет: встреча любви – разлука – снова встреча. Возлюбленная в фетовском стихотворении – также средоточие всей жизни лирического героя, но образ возлюбленной реален, и встреча их реальна. Предельно четко конкретизирован хронотопический уровень текста. Первая встреча – ночью в гостиной, причем гостиной лирическое пространство здесь не замыкается, оно расширяется в бесконечность природного мира благодаря световому семантическому полю: в первых двух строках троекратное усиление света:

Сияла ночь.

Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

В отличие от пушкинского стихотворения, где центральное место в художественном мире занимает боготворимый лирическим героем образ возлюбленной, у Фета лирический герой более сосредоточен на выражении своих чувств. Примечательная деталь. Синтаксическая конструкция «ты пела…, что…» (начало второй строфы) предполагает сообщение о содержании песни (изъяснительное придаточное: пела о том, что…), однако после союза «что» излагается не содержание песни; это, скорее, эмоциональное восприятие лирическим героем песни и образа исполнительницы, передача собственных чувств. Песня лирической героини оказывается способом для героя услышать свое сердце и рассказать о его воскрешении.

Причинно-следственные связи пушкинской истории здесь меняются. Жизнь «томительна и скучна», потому что нет возлюбленной. Встреча после долгой разлуки – это новое ощущение любви. Встреча происходит в «тиши ночной», в которой лирический герой слышит ее голос, отчего лирический эпизод обретает особую эмоциональную напряженность: в ночной тишине звучит только один голос, и только этот голос есть жизнь. Встреча подарила лирическому герою осознание того, что она – единственная, и только она может дать ему полнокровное ощущение, переживание любви (конкретная единственная женщина, а не обобщенный идеальный образ). Сюжетная логика такова. «Хотелось жить» именно потому, что рядом любовь (вторая строфа), и когда любовь рядом (четвертая строфа) жизнь наполняется смыслом любви и бесконечностью любви.

Чувство любви, обретенное после разлуки, – это выстраданное, прочувствованное через боль счастье быть с другим человеком; это обретение через страдание.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.