|
Анализ Элегия («Безумных лет угасшее веселье...») (Пушкин А. С.)В 1830 году (год написания стихотворения) элегия в России как жанр потеряла свою актуальность. Элегическая традиция исходила из того, что лирический герой, как правило, должен умереть, увянуть, неважно от чего, даже от любви и счастья. Пушкин же наполняет жанр элегии совершенно новым содержанием – способностью видеть жизнь многоликой и находить в печальном радость. Лишь в первых четырех строчках создается привычное для элегии ожидание смерти, но и здесь посредством сравнения поэт вводит атрибут жизнерадостной лирики Анакреона – вино: Но как вино – печаль минувших дней В моей душе чем старее, тем сильней. В художественной реальности стихотворения оценивается прошлое и моделируется будущее. Интересно, что настоящего в стихотворении практически нет, в настоящем не совершается никаких действий; эту временную семантику содержит лишь предложение «Мой путь уныл», но здесь слово путь по самой своей сущности предполагает значение протяженного временного отрезка, сливающее в единое прошлое, настоящее и будущее. Течение же времени внутренней духовной жизни лирического героя ощущается очень остро: семантика слов грядущее, угасшее, минувших, путь, выражения чем старее, тем сильней выдает переживания героя о неумолимом беге времени (и далекое «лет» в первой строке концентрируется до «дней» в третьей). Но драматичный бег времени «останавливается» порывом творческого вдохновения. Однотонно-унылое, констатирующее повествование сменяется эмоционально-напряженным мотивом: Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать – это не отчаянный крик человека у последней черты, это выстраданная философия жизни. Не случайно использование здесь большого количества инфинитивов: обладая минимальной грамматической нагрузкой, они с наибольшей полнотой и акцентом репрезентируют лексическое значение, а также придают высказыванию вневременной характер, оттенок обобщенности. Ритмически мысль тоже оформлена: в приведенных выше двух строчках на слово умирать приходится пиррихий, тем самым затушевывается негативная семантика слова. Кроме того, эти строки выделяются и вокалически: мягкий, напевный е], мелодически оформляющий все остальные строки стихотворения, встречается здесь лишь один раз («не»); звучание становится четким, твердым, утверждающим; лирический герой не испытывает никакого смятения, подавленности, он искренне верит, что ……будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья. Более того, он точно знает, что для этого нужно. Слышать напевы гармоничных звуков, творить, создавать прекрасное, преображающее реальность. Заметим, прошлое («печаль минувших дней») в стихотворении пассивно: в первых четырех строках нет ни одного глагола, тогда как остальная часть стихотворения более динамична. Кольцевое световое обрамление стихотворения демонстрирует развитие поэтической идеи: и в начале и в конце – потухающий свет, но семантика и эмоционально-оценочные коннотации выражений «угасшее веселье» и «закат печальный» совершенно различны, потому что «закат печальный» освещается улыбкой любви. На закате дней ценность любви ощущается особенно остро. Констатация «горестей, забот и треволненья», которые были в прошлом и объективно будут в будущем, переходит в мудрое к ним отношение: такая жизнь принимается, более того, в ней видится светлая сторона – гармония творчества и гармония любви. И приходит ценное осознание того, что хочется жить. Обновлено: Опубликовал(а): Наталья Кладова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|