Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Краткое содержание «Преподобный Сергий Радонежский» Б.К. Зайцев (*Общие критические статьи)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Святой Сергий жил в XIV веке, в очень тяжёлые для страны времена. Его спокойная, простая и чистая жизнь тесно связана со становлением Российского государства. Он делал правое дело и никогда не был равнодушен к людским страданиям. Отсюда эта неугасаемая с годами любовь и поклонение, молчаливое признание народным святым. Поступки Сергия всечеловечны, а сам он, как святой, равновелик для всякого.

ВЕСНА

Источником сведений о важнейших моментах из жизни преподобного Сергия Радонежского стал труд преподобного Епифания Премудрого, одного из его учеников, который провёл при святом не менее 16 лет.

От него стало известно, что родителями Сергия были знатные бояре. Мать звали Марией, а отца – Кириллом. Их поместье располагалось недалеко от Ростова. Они жили небогато, но любили помогать беднякам и принимать у себя странствующих людей. Их почитали и считали серьёзными, справедливыми и очень религиозными людьми. 3-го мая, предположительно между 1314 и 1322 годами, у них родился сын Варфоломей.

В 7 лет ребёнка отправили учиться грамоте в церковную школу, но, несмотря на старания, ему не удавалось освоить эту науку. Школьники над ним посмеивались, учитель наказывал, а Варфоломей огорчался и плакал. Это длилось до тех пор, пока мальчик в поисках пропавших лошадей случайно не встретил незнакомого старца. Узнав о проблемах мальчугана, он прочитал молитву, благословил Варфоломея, а потом дал ему кусочек просфоры. С этого дня ребёнок стал хорошо усваивать школьный материал и вскоре стал лучшим учеником.

Варфоломей рос и всё больше тянулся к церкви. Он полюбил богослужения и увлекался чтением священных книг, стал соблюдать посты и помогать бедным. Был скромен, молчалив, послушен, с родными ласков и на удивление серьёзен. А главное – он был в гармонии с самим собой и миром в целом. За несколько лет подросток накопил в себе стремление к высшему миру, где можно общаться напрямую с Богом.

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Во времена Сергия жить на Руси было нелегко. С одной стороны, властвовали татары, собирая дань. И чуть что не так – грабили, издевались и убивали. С другой стороны, москвичи разоряли жителей некоторых российских земель, отнимая у них имущество. Порой доходило до полной нищеты. И здесь не обходилось без унижений и побоев. Люди обижались, возмущались и жаловались.

Родители Варфоломея, вероятно, подвергались такому двустороннему воздействию. Кирилл расходовал много средств на визиты с князем в Орду и откупался от московских тиранов. К старости он совсем обеднел и жаждал уехать из Ростовской области. И вскоре случай представился. В то время в Радонеже выходцам из иных княжеств давали привилегии. Кирилла, как и многих других, привлёк этот факт, и он с семьёй отправился в дикий лесистый край.

Кирилл получил имение, но уже не мог нести службу. Его заменил сын Стефан. На тот момент Пётр и Стефан уже обзавелись семьями, а Варфоломей вёл неизменную жизнь и ещё больше желал уйти в монастырь. Горе, насилие и ложь в окружающей его жизни только сильнее укрепляли его мысли. Но отец умолял не торопиться, и юноша послушался. Уж больно беспомощны стали родители.

Через какое-то время родители ушли в монастырь, расположенный в Хотькове на реке Паже. Чуть позже там и умерли. Стефан овдовел и стал монахом. Варфоломей убедил его поселиться в ближних к Хотькову хвойных лесах. Там они нашли возвышающееся как маковка место, изумившее их своим великолепием. Сначала они сложили шалаш из ветвей деревьев, а потом уже принялись за плотничество. Это великое русское ремесло Сергий освоил впоследствии так, что поистине мог считаться его покровителем.

Церковь решили назвать во имя Святой Троицы. Ведь когда-то в детстве таинственный старец предсказал Варфоломею стать «обителью Пресв. Троицы». Братья получили благословение митрополита Феогноста, а священнослужители с антиминсом и мощами мучеников освятили новую церковь. Но жить на маковке (впоследствии Маковице) оказалось непросто. Уединение полнейшее! Хлеб на столе не всякий раз. Стефан такой суровой жизни не вытерпел и поселился в другом монастыре.

ОТШЕЛЬНИК

Варфоломей стал жить среди сумрачных лесов в полном одиночестве. Но однажды он пригласил знакомого игумена Митрофана пожить с ним какое-то время. Тот согласился и вскоре узнал об огромном желании юноши – стать иноком. 7-го октября Митрофан постриг парня, дав ему новое имя и приобщив его св. Тайн. Так Варфоломей стал Сергием. В день, когда был совершён обряд, Церковь празднует св. Сергия.

Благословляя молодого монаха на уединённую жизнь, игумен ушёл, а для Сергия насупило очень тяжёлое время. Особенно трудно пришлось в самые первые месяцы пустынной жизни. Сергия мучили ужасные видения. Перед ним то и дело возникали страшные образы диких зверей, змей, сатаны и бесов, которые пугали и прогоняли отшельника. Он молился, и они исчезали. Юношу постоянно одолевали сомнения и уныние. Он боялся, что не перенесёт такого испытания.

Прошло какое-то время, и к Сергию стали приходить люди. Они узнали о его пустынничестве и просили взять к себе. Молодой монах отговаривал их, пугал трудностями и лишениями, но вскоре всё-таки принял нескольких человек. Вместе они построили 12 келий и защитили их от зверей высоким забором. Между пнями хвойных деревьев разбили небольшой огород. Так появилась малая православная община.

Жили тихо и довольно строго. Сергий, подавая другим пример, многое делал сам: заготавливал дрова, добывал воду, готовил еду, выращивал овощи, кроил, а потом шил одежду и обувь. И на службах был он одним из первых. В промежутках совершал молебные пения, читал молитвы, переписывал святые тексты. Всё это отнимало много сил. Но, несмотря на плохое питание, он был крепким и сильным парнем.

ИГУМЕН

Шли годы. Монастырь расширялся и должен был обзавестись настоятелем. Братия уважала Сергия и хотела, чтобы именно он, тот, кто основал эту пустынь и построил здесь церковь, стал игуменом. Но молодой монах отказывался. Не помогали даже уговоры и убеждения старцев. Юноша хотел учиться и повиноваться, а не учить и начальствовать. Тогда братия заявила, что без игумена все покинут общину. Вот тут он сдался и решил, что это дело должно быть рассмотрено церковной властью.

Митрополит Алексий в Москве то время отсутствовал. Вместо него его делами заведовал епископ Афанасий. Он без всяких сомнений повелел Сергию принять игуменство. Афанасий со священнослужителями вошёл в церковь, надел на себя облачение перед богослужением, велел Сергию произнести вслух Символ веры и, осенив крестным знаменем, поставил в иподиакона, а в иеродиакона возвёл за литургией. На следующий день Сергий получил священство и впервые в жизни отслужил литургию. После Афанасий произнёс полагающиеся для игумена молитвы, побеседовал с Сергием и вскоре отпустил.

Полученное Сергием священство практически никак не повлияло на его дальнейшую жизнь. Он продолжал неустанно трудиться. Собственноручно делал свечи, пёк богослужебный хлеб и готовил кутью. Прослышав о святости Сергия, к нему из Смоленска пришёл архимандрит Симон, который первым вложил в монастырь средства. Это позволило построить более обширную церковь. С тех пор число послушников стало увеличиваться. Строились новые кельи. Деятельность Сергия ширилась.

Игумен насаждал в обители труд, порядок и строгую дисциплину. Он ввёл богослужебный устав Студита Феодора и пристально наблюдал за духовной жизнью каждого послушника. Ему исповедовались. Постригал не сразу, а только после испытания. Меру послушания для каждого устанавливал индивидуально. Проверял, чем занимается инок вечером в своей келье. Если кто-то нарушал принятый в монастыре порядок, то Сергий действовал так, чтобы не напугать, а убедить.

Сергий запрещал просить милостыню. А между тем монастырь всё ещё был беден, и не хватало порой даже самого необходимого. Так по причине отсутствия воска для свечей, лампадного масла и вина приходилось откладывать литургию. Святые тексты переписывали не на пергамент или папирус, а на бересту. И каждый в обители существовал, как мог. Ведь тогда ещё не было общих трапез, хранилищ и складов. У многих монахов порой еды совсем не было, и они голодали. Голодал и Сергий.

Известно, что в одно такое затруднительное время Сергий за кусок гнилого хлеба пристроил сени к келье старца Даниила. В другой период нужды иноки заявили Сергию, что больше не в силах такое терпеть и обещали покинуть обитель. Игумен стал переубеждать братию, но так и не успел закончить свою речь. Ему помешало неожиданное для всех событие. К воротам монастыря подъехали гружённые свежим хлебом и другими продуктами повозки от неизвестного благодетеля. Этот случай был настолько удивительным, что надолго запомнился братии.

СВЯТОЙ СЕРГИЙ – НАСТАВНИК И ЧУДОТВОРЕЦ

То, что мы обычно называем «чудом» – «обычно» для высшего мира. Простой смертный не может творить чудеса, как не может обрести и истинных видений – будь то грядущее или физически невидимое. Даже Сергий, на ранней стадии подвижничества, не имел светлых видений и не творил чудес. Только лишь долгий и сложный путь самосовершенствования привёл его к этому.

Первое чудо Сергия – это новый источник, так необходимый для растущей общины и появившийся на месте дождевой лужи после молитвенного обращения преподобного к Господу. Другое чудо относилось к тяжелобольному ребёнку, которого принесли в жилище святого. Ребёнок, как показалось отцу, сначала умер, а потом оказался живым. Ещё один чудесный случай связан со знатным человеком, которого святой Сергий избавил от бесноватости.

Такие чудеса разносили Сергию добрую славу. К нему приходили люди разных социальных положений – от князей до крестьян. Но Сергий оказывал помощь не только в выздоровлении. Известны два случая, когда через него действовали карающие силы. В первом случае был наказан богатый человек, который отобрал и зарезал свинью бедняка, во втором – греческий епископ, сомневающийся в святости преподобного.

Вероятно, таких вот разного рода «визитёров» и «просителей» было немало. Епифаний все случаи не мог передать и изложил только самые запоминающиеся. В основном, конечно, люди приходили только покаяться или получить хороший совет. А Сергий, как всенародный мудрец, никому не отказывал в помощи. Он был не только превосходным игуменом, но и по праву может считаться основоположником духовного наставничества – старчества.

ОБЩЕЖИТИЕ И ТЕРНИИ

Монастырь не испытывал больше нужды, как прежде. Но Сергий был по-прежнему беден и прост. Безразличие к благам он сохранил до самой смерти. К примеру, он не носил никогда новой одежды, а пользовался ветхой, которую другие не хотели носить. По внешнему виду Сергия можно было его принять за самого нищего монастырского послушника. Епифаний рассказывал, что однажды прибывший посмотреть на преподобного простой земледелец никак не мог поверить в то, что убогий старичок является знаменитым Сергием.

Разность в материальном положении монахов стала сильно беспокоить Сергия. И дело не в том, что он сам был нищ. Ему хотелось, чтобы все были равны и бедны. Ранее игумен дозволял иметь некоторую собственность, но с ростом послушников монастыря это становилось неудобным. Тем более такое положение вещей вызывало зависть и нежелательный дух в обители. Нужно было что-то менять, и единственный верный выход – это общее житьё.

Но организовать в монастыре общежитие оказалось непросто. Многие были против этого. На помощь Сергию пришёл митрополит Алексий. Он попросил патриарха прислать в обитель послание и подарки. Патриарх Кир Филофей так и сделал. Сергий получил крест, параманд, схиму и грамоту с советом обустроить «общее житие». Такой документ и новое видение преподобного ещё больше укрепили решение Сергия о необходимости реформы, и он внедрил общежитие.

Но не все были рады новому порядку. Он связывал и стеснял некоторых монахов. Кое-кто даже покинул монастырь. Частная собственность теперь была запрещена. Все, кроме немощных, должны были трудиться. Нужно было построить новые здания: хлебопекарню, трапезную, амбары, кладовые. И если ранее Сергий руководил лишь духовной жизнью послушников, то теперь он отвечал и за быт монастыря.

Для управления усложнившейся общиной Сергий выбрал себе помощников. У каждого из них были свои обязанности. Келарь, 1-ое лицо после игумена, заведовал казной, хозяйством, благочинием, правил судебные дела, ведал жизнью появляющихся вотчин. В духовники назначали самого опытного монаха, который исповедовал всех послушников. Экклезиарх следил за порядком в здании церкви. Были и меньшие должности: поддерживающий в церкви чистоту параэкклезиарх и хранитель Богослужебных книг – канонарх.

В кельях порядок жизни остался прежний: труд и молитва. Как обычно, Сергий во всём подавал пример. Но недовольные опять находились. Раз на вечерне ему послышался раздражённый голос: «Кто здесь игумен? Разве не я это место основал первым?» Дослужив службу, Сергий ушёл из обители, никому ничего не сказав. Он решил, что так будет правильнее. Если найдутся завистники, то они сами поделят власть. А если любят его, Сергия, то примут новый уклад жизни.

Сергий поселился на реке Киржач. Но он недолго был в одиночестве. Многие иноки из его монастыря огорчились уходу преподобного и разузнали его местонахождение. Мало-помалу к нему потянулись преданные послушники. Всем миром решили поставить церковь. Помогали в этом деле и со стороны. Новый монастырь был освящён и назван в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Здесь сразу ввели общежительный устав.

Но этим дело не закончилось. На Маковице не стали мириться с тем, что Сергий ушёл. Старцы просили митрополита о воздействии. Но тот почитал святого и занял выжидательную позицию. Через три года Сергий сам вернулся обратно. Одни встречали его со слезами радости на глазах, другие – с горькими слезами раскаяния. Крестились и благодарили Господа за то, что им вновь удалось увидеть преподобного. Вот так спокойно и без насилия, предпочитая свободу и любовь, Сергий одержал полную победу.

ПР.СЕРГИЙ И ЦЕРКОВЬ

К Сергию очень часто приезжал митрополит Алексий. Они дружили и хорошо ладили. Когда митрополит почувствовал себя стареющим и слабым, он стал искать себе на смену приемника. Зная святость, чистоту и славу Сергия, Алексий выбрал его. Когда появился преподобный, то Алексий надел на него золотой митрополичий крест, украшенный красивейшими драгоценными камнями. Он объяснил, что никому кроме Сергия не может доверить своё место.

А Сергий наотрез отказался. Ведь он лучше других знал себя, всегда прислушивался к своему внутреннему голосу и мог заниматься только тем, к чему у него было призвание. Ему удалось убедить митрополита в том, что для церкви будет правильнее, если он будет заниматься своим делом. Так Сергий пресёк свою церковную «карьеру», удаляясь от того, к чему так усердно стремились другие. И от этого он только выиграл, потому что после смерти Алексия началась многолетняя борьба за резиденцию митрополита.

Все претенденты (Митяй, Киприан, еп. Дионисий, арх. Пимен), грызя друг друга, старались любыми способами привлечь на свою сторону преподобного Сергия. Но встав на сторону Дионисия, Сергий чуть не пострадал от Митяя. Он пригрозил святому разрушить монастырь. Тогда преподобный Сергий взмолился к Господу с просьбой о спасении, и обитель не пострадала. Ведь тот, кто собирался уничтожить созданную Сергием пустынь, неожиданно умер.

Борьба за место митрополита опять продолжилась. На этот раз им стал арх. Пимена. Но у него сразу началось противостояние с Киприаном. А преподобный Сергий по-прежнему оставался в стороне. Он только лишь мог утешить пострадавших. И видя всё это противоборство, он постоянно убеждался в том, что принял правильное, мудрое решение, отказавшись в своё время от митрополичьего места.

СЕРГИЙ И ГОСУДАРСТВО

Во времена Сергия Орда дробилась и распадалась, а русское государство объединялось и крепко. Москва росла, присоединяя к себе соседей. Но этот процесс был очень тяжёлым, часто преступным, полным трагических моментов. Так, например, в жестокой борьбе москвичей и тверичей против Твери использовали татар. Но коварные московские властолюбцы – осознанно или нет, всё же шли по пути русской государственности и навеки связали себя с нею.

В союзе с Москвой была, безусловно, и церковь. Под руководством Алексия Сергий иногда выступал в роли миротворца. Например, ему два раза удалось убедить Константина Ростовского не восставать против Великого князя. Один раз пришлось действовать не только одними убеждениями. Преподобный Сергий закрыл все церкви в захваченном Борисом Суздальским Нижнем Новгороде. После этого Борис уступил и отдал город обратно своему брату.

Сам преподобный был всегда очень далёк от государственной политики. Но однажды, уже после смерти митрополита, Сергию довелось благословить русское войско на поражение татар. Для этого 18-го августа 1380-го года в обитель к Сергию прибыл московский Великий князь Дмитрий с князьями из различных областей и военачальниками. Никогда раньше святому не приходилось благословлять на кровь. Но раз уж война случилась, Сергий не мог оставаться в стороне. Он ведь очень любил свой народ и свою страну.

Сражение произошло 8 сентября на Куликовом поле. Когда началась битва, преподобный Сергий молился с монахами в своей церкви. Святой рассказывал о ходе сражения, называл имена павших в бою воинов, читал молитвы за усопших. В конце он произнёс: «Мы победили». Дмитрий действительно возвратился в Москву величайшим победителем, но потери в бою были огромны. Церковь не забыла погибших, и с той поры по всей стране в «Дмитриевские субботы» служатся особые панихиды.

Но после такой грандиозной победы последовало поражение. Москва была вероломно захвачена, пригороды выжжены, люди убиты, а монастыри разграблены. От города остались только развалины, но борьба за русское государство продолжилась. И в 1385 году Сергий опять выступил миротворцем от Москвы. Он помирил Великого князя Дмитрия с его давним врагом, союзником Мамая, Ольгерда и Твери – Олегом Рязанским. К сожалению, это был последний миротворческий поход Сергия.

ВЕЧЕРНИЙ СВЕТ

В последние годы жизни Сергий уже не был так деятелен, как раньше. Время борьбы и искушений прошло, но душа святого не чувствовала ни усталости, ни разуверений, ни горечи. Он – признанный облик простого и благочестивого человека, заслуживающего высший свет. И на закате своей святой жизни знаменитый старец удостоился особенно высоких видений и чудес.

Два из них связаны с литургией. В первом случае из руки преподобного пылал огонь, который вместе с молитвой помогал ученику святого совершить «подвиг молчания». Во втором – литургию вместе с Сергием служил ангел в блистающих одеждах. Рождественским постом произошло ещё одно видение. Перед Сергием явилась Богоматерь с Евангелистом Иоанном и апостолом Петром. Св. Дева сообщила Сергию, что всегда будет оберегать его обитель.

Святой ясно предчувствовал свою смерть. За полгода до неё он собрал своих учеников и передал бразды правления обителью Никону. В сентябре преподобный сильно заболел. Перед смертью он успел дать братии важные наставления и завещал похоронить себя среди простых людей. 25-го сентября 1392-го года преподобный скончался. Его останки по разрешению митрополита Киприана положили в церкви. Таким образом, последняя воля Сергия не была исполнена.

ДЕЛО И ОБЛИК

На окружённую диким лесом Маковицу Сергий пришёл простым и никому не известным юношей. Благодаря ему на этом пустынном месте появился Свято-Троицкий мужской монастырь, который обзавёлся со временем и вотчинами, и сёлами, и мельницами, и варницами. Он стал крупнейшим на территории северной России. Государи иногда брали взаймы у обители денежные средства, а келари назначались на должности министров финансов целых областей.

Огромное историческое и духовно-просветительское значение этого монастыря впоследствии способствовало тому, что в XVIII веке обитель получила почётный титул «лавры». Но Троице-Сергиева Лавра стала не единственным детищем святого. Он участвовал в строительстве Благовещенского монастыря, благословил на возникновение ещё почти 40 обителей. От них образовалось ещё около 50-ти монастырей. Большая часть из них основана в пустых и диких местах. Так в нашей большой стране зарождалось монашество.

Вся жизнь святого Сергия, как и созданной им Лавры, очень прочно скреплена с судьбой Российского государства. Он участник всех её горестей и радостей. Преподобный мирил враждующих, защищал и ободрял обиженных, благословлял на трудный путь. И хотя он не имел государственной и церковной власти, в тяжёлые времена предательств, насилия и убийств ему удавалось лишь только словом, молитвой и обликом поддерживать Русь.

Ещё при жизни Сергия посетило огромное количество людей. Одни шли к нему за помощью, другие – за советом. Он помогал ощутить истину, которая позитивно настраивала людей на дело, служение, жизнь и борьбу. Его душевное воздействие помогало воспитывать свободных духом людей, победивших впоследствии грозных ханов. И поныне облик святого кого-то утешает, кого-то укоряет, а кого-то молча учит очень простому: труду, правде, мужественности, благоговению и вере.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.