Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




История служебной карьеры как средство характеристики персонажа в произведениях А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя и И.А. Гончарова (Школьные сочинения)

В художественной литературе существует множество средств характеристики персонажей: портрет, говорящие фамилии, прямая авторская характеристика, предыстория, речь и поступки героя, социальная среда, пейзаж, интерьер, детали. Не менее важным из них является карьера. Как же авторы художественных произведений характеризовали своих героев с помощью истории их служебной карьеры?

А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» более подробно показал служебную карьеру и отношение к ней у таких героев, как Фамусов, Скалозуб, Молчалин и Чацкий.

Павел Афанасьевич Фамусов - типичный московский барин XIX века, с характерной смесью самодурства и патриархальности. Он не принимает ничего нового. По его мнению, жить правильно – значит поступать во всем так, «как делали отцы», учиться «на старших глядя». Герой враждебно относится к тем, кто не разделяет его убеждений. Павел Афанасьевич является недалеким, посредственным чиновником. Однако его служебное положение достаточно высоко: он «управляющий в казенном месте». Именно от него зависят материальное благосостояние и успех множества людей: распределение чинов и наград, «протекции» молодым и пенсии старикам. Идеал человека для героя - тот, кто сделал выгодную карьеру, и для него не важно, какими средствами это достигнуто. Раболепие и подлость для него тоже подходящий путь, если он приводит к желаемому результату. Он ставит в пример «смышленого» Максима Петровича, который готов стать шутом, чтобы развлечь важное лицо. О нем он говорит с гордостью и завистью: «Упал он больно – встал здорово». Карьерист до мозга костей Фамусов даже не задумывается о том, что цель службы заключается не только в том, что «подписано, так с плеч долой», но и в заботе о народе, стране. Он злоупотребляет служебным положением:

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

Образование для него зло, и он предлагает радикальное средство избавления страны от этого зла:

Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь.

Но ведь любая карьера должна основываться на знаниях. По мнению Фамусова, такие пороки людей, как разврат, пьянство, угодничество, фальшь – не представляют опасности. Он искренне негодует:

Ну вот! великая беда,

Что выпьет лишнего мужчина!

Для Фамусова свято общественное мнение, он живет по законам лжи, лицемерия и подобострастия и использует эти законы в карьере.

Таких же жизненных принципов и идеалов придерживается его секретарь Алексей Степанович Молчалин. Он обладает многими деловыми

качествами, достаточно образован. Не являясь дворянином по происхождению, он хочет быть знатным, богатым и принятым в «высшем свете». Главный путь к этим благам для него – служба. А истинная цель деятельности – сделать карьеру, «достигнуть степеней известных». Молчалин старается угодить всем людям, проводит своё время со старичками для того, чтобы его заметили и отличили. Следуя отцовскому завету: «угождать всем людям без изъятья», Молчалин очень быстро стал незаменимым помощником Фамусова. Он практически исполняет роль прислуги при столичных господах: носит собачку Хлестовой, очищает от мела сукно на игральных столах. Его фамилия поистине «говорящая»: он, вращаясь в высших слоях общества, по большей части молчит. Однако безмолвие Алексея Степановича - отнюдь не проявление глупости: «Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выгоды». Он быстро усвоил, что надо иметь «покровителей», даже если приходится всецело зависеть от их воли. Молчалин очень хитер и изворотлив, всегда способен найти «ключ» к каждому влиятельному человеку:

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрёт…

В нём ярко проявляется рабское сознание: «святыми» для него являются только «мнения чужие». Тверской провинциал считает зависимость от других основным законом жизни. Он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух. Благодаря своей беспринципности, он органично вписался в московское общество. Цель жизни Молчалина – идти по служебной лестнице вверх, медленно, но верно. Он даже не стыдится того, что ему приходится много унижаться, чтобы достичь своей цели. Ради карьеры он способен на низость и подлость. Молчалин начал ухаживать за дочерью Фамусова Софьей, потому что она может «словечко замолвить». За три года он добился блестящих успехов. Молчалин, безвестный и безродный тверской мещанин, стал секретарем московского «туза», получил три награды и чин асессора, дающий право на личное дворянство.

Способы, которыми пользуется Молчалин для повышения по карьерной лестнице, полностью раскрывают его сущность. Он малодушный, безнравственный и расчетливый человек, который ради своего благополучия продаст, что и кого угодно. Ум, хитрость, циничность, лицемерие, изворотливость Алексея Степановича, уменье найти подход к каждому влиятельному человеку, абсолютная беспринципность - вот определяющие качества этого героя.

Еще один карьерист в комедии – полковник Сергей Сергеевич Скалозуб. Он достаточно быстро построил военную карьеру. Поступив на службу лишь в 1809 году, он не доволен, что его «за полком два года поводили»; более того, он уже метит в генералы:

Я с восемьсот девятого служу;

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы...

Он хвастлив, по службе продвигается за счёт своих товарищей:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты...

В умственном отношении он человек недалёкий: «Он слова умного не выговорил сроду». Как и Фамусов, Скалозуб руководствуется в своей жизни «философией» и идеалом «века минувшего», только в еще более грубой и откровенной форме. Скалозуб знатен, богат, он военный, быстро и продуманно делающий карьеру, мало спорящий, высказывающийся прямолинейно. Его манера не подстраиваться под тон светской любезности не вредит ему во мнении окружающих - он признан и поддержан обществом, ибо разделяет мировоззрение Фамусова. Цель своей службы он видит не в защите отечества от посягательства врага, а в достижении богатства и знатности, которые для военного, по его мнению, доступнее. Принципы Скалозуба, которыми он пользуется для продвижения по службе, характеризуют его как человека глупого, бездумного и бездуховного.

Главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий - молодой, культурный и высокообразованный человек, дворянин, который не построил блестящей карьеры. Его родители рано умерли, и он воспитывался в доме Фамусова — друга его покойного отца. Он был искренне влюблен в Софью, но, несмотря на это, юный Чацкий бросает службу и уезжает путешествовать, чтобы узнать жизнь и развить свой ум. У окружающих его людей, ищущих чинов, крестов, выгодной женитьбы, этот поступок вызывает презрение и непонимание, они даже объявляют его сумасшедшим. Но истинная причина отказа Чацкого от службы кроется в нежелании заниматься лицемерием и подхалимством: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Стремление Чацкого - бескорыстно служить Отечеству, служить «делу, а не людям». Его возмущает, что столичное общество навязывает ему службу, потому что она, по их мнению, является источником доходов и средством достижения чинов. Его окружают люди с алчной страстью к мундирам и чинам, погрязшие в глупости, бесчестии, ханжестве и разврате. Чацкий ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество и низкопоклонство. Он всегда отстаивает собственное мнение, он враг всяких авторитетов. Незаурядный ум, богатый и образный язык Чацкого помогают ему беспощадно срывать маски с представителей «века минувшего»:

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты...

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом...

Чацкий видит пороки и противоречия своего общества и хочет бороться с ними. Ему смешно, что он мог преклоняться перед людьми с расшитыми мундирами, укрывавшими «слабодушие, рассудка нищету». Он человек добрый, смелый, честный и искренний. Всех людей он желает видеть свободными и равными. Но ум Чацкого в фамусовском обществе не просто бесполезен, он является бесспорным недостатком: «Да этакий ли ум семейство осчастливит?». Окружение мстит ему за правду, колющую глаза, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Чацкий – чужой среди своих.

Отсутствие карьеры также помогает автору охарактеризовать героя. А.С. Грибоедов изобразил Чацкого как истинного патриота, готового все силы и таланты отдать счастью родной страны. Чацкий обладает романтическим вольнолюбием, восторженностью, добрым и доверчивым отношением к людям, максимализмом в отстаивании своих взглядов, абсолютной независимостью от общественного мнения и свободой самовыражения. Ему не составило бы труда сделать карьеру и устроить личную жизнь, если бы он не стремился к честной и бескорыстной службе, искренней и горячей любви.

Итак, все герои находятся в обществе лицемерных, глупых, но зато богатых и знатных людей. Цель жизни этих господ – карьера, почести, богатство. Их не интересуют личные качества и душа человека, здесь каждого оценивают по благосостоянию и происхождению. Всё определяют деньги, медали и количество крепостных. Служба воспринимается ими, как средство достижения благосостояния и престижа. Все, кроме Чацкого, принимают эти устои и не видят в них ничего предосудительного. На первый взгляд может показаться, что Молчалин, угождающий всем и вся, лучше всех устраивает свою карьеру. Но как говорит Чацкий про таких людей: «жалуют их скупо государи...», из-за недалёкости ума их воспринимают, как шутов. Поэтому Молчалин никогда не сможет добиться высоких постов, но уж точно не останется на низшей ступеньке. Чацкий же, напротив, имея блестящий ум и высокие нравственные качества, не сможет построить карьеру, потому что он в обществе того времени человек «лишний».

В поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» история карьеры раскрывает образ Павла Ивановича Чичикова. Чичиков родился в семье разорившихся дворян. Все своё детство он провёл у себя дома — «никуда не езживал и не хаживал». Жизнь его шла очень тускло и незаметно. Когда пришла пора уезжать учиться, давая своё наставление, отец сказал ему, чтобы он угождал учителям и начальникам, общался с теми, кто побогаче, и чтобы больше всего «берёг копейку». В училище Чичиков старался быть образцом послушания, вежливости и почтительности, отличался примерным поведением, вызывал похвальные отзывы учителей. Оказываясь в любой новой обстановке, в новой среде, он сразу становится «своим человеком». Он постиг «великую тайну нравиться», с каждым из персонажей он говорит на его языке. Окончив учёбу, он поступает в казенную палату, где всеми силами угождает начальнику и даже ухаживает за его дочерью. Быстро научился брать взятки, пострадав за это, не падает духом и начинает все сначала. Служба на таможне стала для Чичикова новым испытанием: почти добившись своей цели, он становится жертвой собственных раздоров с партнером и опять с позором отставлен от теплого места. Но парадокс заключается в том, что Чичиков не испытывает угрызений совести и не падает духом. Скрыв следы преступления и избежав наказания, он снова готов к бою. В этот момент родилась ужасная идея аферы с мертвыми душами. Все этапы служебной карьеры Чичикова — это история его взлетов и падений, которая иллюстрирует такие черты его характера, как энергичность, деловитость, неутомимость и упорство. После каждой неудачи ему приходилось начинать все с нуля, но ничто не могло сломить его жажду наживы. Обдумывая свой проект по покупке мертвых душ, Чичиков пытался учесть опыт предыдущих неудач, поэтому действия его были неторопливы и в то же время целенаправленны и масштабны. Появившись в губернском городе под видом помещика, Чичиков очень быстро завоевывает всеобщие симпатии. Он дальновидный психолог, который виртуозно манипулирует людьми. Павел Иванович умеет показать себя человеком светским, всесторонне развитым и порядочным. Он делит помещиков на «толстых» - важных и «тонких» - незначительных. Выставляя напоказ свою доброжелательность к людям, Чичиков заинтересован лишь в том, чтобы выгодно использовать их расположение. Он человек без принципов, который пытается обогатиться, используя любые способы. Смысл жизни герой видит лишь в приобретении, накопительстве. Он хочет благополучия и достойной жизни. И для достижения своей цели он готов на любую подлость. Идея успеха, предприимчивость, практицизм заслоняют в нем все человеческие побуждения, его душа «омертвела». Вся его карьера — цепь обманов, взяток, подкупов, загубленных человеческих судеб. Удивительно, но даже такими способами он добивается своего. Ведь в конце поэмы он фактически не потерпел поражения. Ему перекрыли доступ в лучшие дома города, его репутация испорчена, но мёртвые души он всё-таки купил.

В романе И.А. Гончарова «Обломов» особого внимания, с точки зрения карьеры, заслуживают два героя: Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович (Иоганнович) Штольц.

Помещик Обломов живёт спокойной и размеренной жизнью. У него есть образование, но поверхностное, не достаточное для полноценного ведения хозяйства. В его Обломовке царил культ еды, сна, ничегонеделания и полного безупречного спокойствия. В детстве Обломова холили и лелеяли, няня ухаживала за ним, одевала, следила за его настроением, за тем, как он спит, ест. Мама одаривала добротой и лаской. Всё в доме делали слуги, откуда же могло взяться стремление к карьерному росту?

Обломов обладал такими нравственными качествами, как доброта, милосердие и порядочность. Но постепенно на первое место в его характере выступили пороки, которые наложило крепостническое воспитание – лень, безразличие к жизни, праздная мечтательность, бесцельное существование, неспособность к действию и вообще к жизни. Илья Ильич практически не управлял своим поместьем и с каждым годом всё больше влезал в долги. Пороки Обломова привели к деградации его личности и не позволили ему состояться в карьере.

Андрей Штольц – друг детства Обломова. Он наполовину немец, поэтому в нём с детства проявлялись такие характерные качества, как пунктуальность, самостоятельность, упорство в достижении своих целей, бережливость. Перед ним с рождения был пример успешного управленца – отца. Он воспитывал Андрея в строгости и с ранних лет приучал к труду. От него Андрей взял практические уроки в агрономии. В тридцать с небольшим Штольц отслужил и вышел в отставку, стал участником коммерческой деятельности, торговал не только в России, но и в Европе. Пройдя через такие испытания, как потеря матери, отсутствие помощи от отца, Штольц состоялся как самостоятельный и независимый человек. При этом не растерял и свои нравственные ценности. Практический ум, жизнелюбие, смелость помогли ему добиться успеха. Он «жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца». Он до конца помогал Обломову, разглядел в Ольге Ильинской её достоинства и женился на ней. Андрей Штольц с достоинством прошёл испытания любовью, дружбой и деньгами.

В арсенале у художника слова множество разных средств характеристики, и карьера, как путь достижения успеха может многое рассказать читателю о персонаже. Лень, рабское сознание, отсутствие цели в жизни, алчность и эгоистичное удовлетворение личных интересов - всё это не позволило таким героям, как Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Чичиков и Обломов органично состояться в карьере и в жизни, и при этом вызвать уважение у окружающих людей.

Такому герою, как Чацкий это не удалось не из-за отсутствия ума, целеустремлённости или духовных качеств, а из-за нежелания опускаться до устоев, царящих в обществе того времени. Единственный человек, который смог достичь гармонии во всех сферах жизни – Андрей Штольц. В этом ему помогли его нравственные качества, которые не смогла сломить гонка за место под солнцем.

Итак, авторы этих произведений лишний раз убеждают нас в том, что состоятельность человека в жизни и его карьерный рост напрямую зависят от нравственности человека.

Таким образом, история служебной карьеры героев в произведениях литературы является, на мой взгляд, несомненно, важным средством характеристики персонажей, позволяющим увидеть их сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Это я и попыталась доказать в своей работе.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.