Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Биография Радищева

Радищев — писатель, именем которого мы гордимся. Из всех замечательных людей XVIII века он ближе и роднее всех советскому гражданину. Недаром первый памятник, воздвигнутый молодой Советской республикой, был памятник Радищеву.

Радищев дорог нам как первый русский революционер, борец против самодержавия и крепостного права, против угнетения человека. Он «вольность первый прорицал», — можем мы сказать о нём словами самого Радищева. Начиная с Радищева, русская литература приобретает новое, ценнейшее качество: возникает непосредственная связь передовой художественной литературы с общественно- революционным движением.

Радищев был широко образованным человеком.

Он имел большие знания в химии, физике, астрономии, минералогии, ботанике, медицине, политической экономии; работал и в области истории, агрономии, теории стиха; знал французский, немецкий, английский, латинский и итальянский языки. Но самое главное — все свои обширнейшие знания, все силы своего ума, чувства и воли он отдал делу служения родине, борьбе за народную революцию, за свободу и счастье трудового народа.

Биография Радищева.

Александр Николаевич Радищев родился 20 августа 1749 года в семье крупного помещика. В селе Верхнем Аблязове Саратовского наместничества (ныне Кузнецкого района Пензенской области), на лоне природы Поволжья, в помещичьей усадьбе прошли его детские годы. Крепостная няня и крепостной дядька рассказывали ему народные сказки, вводили его в мир народной поэзии.

Отец Радищева был человек культурный; мать — женщина добрая и чуткая. Крестьянам у них жилось гораздо лучше, чем у других помещиков, так что во время восстания Пугачёва крепостные спасли от пугачёвцев отца Радищева, его братьев и сестёр. Далеко не такими были помещики — соседи Радищевых. Так, например, в шести верстах от Аблязова находилось поместье Зубова. Этот помешик был настоящий изверг; он совершенно обобрал своих крестьян, отнял у них всё, что они имели. кормил их, как скотину, из общих корыт и зверски наказывал. Радищев знал это. Такие впечатления навсегда врезались в его память.

Лет семи Радищева отправили в Москву. Здесь он жил в семье своего дяди. Вместе с его детьми Радищев учился у лучших профессоров Московского университета, а их общим гувернёром был француз — республиканец по взглядам.

В 1762 году, во время пребывания в Москве Екатерины П, Радищев по ходатайству дяди был «пожалован в пажи. Вскоре после этого Радищев переехал в Петербург и стал учиться в Пажеском корпусе. Образование было здесь поставлено плохо; всё внимание было обращено на воспитание из пажей придворных. Дежурство во дворце и присутствие на всех торжествах вводило пажей в обстановку придворной жизни. Радищев вынес отсюда много впечатлений, которыми впоследствии воспользовался для описания в своём «Путешествии» нравов придворного общества.

В 1766 году в связи с намерениями Екатерины II созвать комиссию по составлению нового Уложения (свода законов) потребовались образованные законоведы. Решено было послать двенадцать молодых дворян в Германию (в Лейпциг) для изучения права. В число этих двенадцати попал и Радищев.

В начале 1767 года Радищев и его товарищи приехали в Лейпциг. Глубокая любовь к народу, к родной природе, тяжёлые воспоминания об ужасах крепостничества и, наконец, оставившие неизгладимый след картины раболепия и нравов придворного общества — вот что воспитывало в Радищеве человека-гражданина, борца против тирании, вот что принёс он с собой за границу. Та обширная политическая литература, которую изучал Радищев за границей, была близка и понятна ему: она только расширяла и оформляла те свободолюбивые идеи, которые уже были заложены на родине.

Радищев пробыл в университете около пяти лет. Он изучал юридические науки, языки, философию, естественные науки и медицину. Кроме того, он много читал, изучая лучшие достижения передовой русской и западноевропейской научной литературы, в частности французской. В это время во Франции назревала буржуазная революция. Своими сочинениями её подготавливали те передовые писатели, которые получили название «просветителей». Ленин указывает, что «в ту пору, когда писали просветители XVIII века ...все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом и его остатками». Эта антикрепостническая направленность произведений французских просветителей, их протест против угнетения человека были близки Радищеву, вольнолюбивому сыну страны, изнемогавшей под игом крепостничества и самодержавия.

После пятилетнего пребывания за границей Радищев вернулся в Петербург. То, что он увидел в своём отечестве, глубоко потрясло его. В первые же дни после его возвращения — зрелище публичной казни участников бунта, вызванного эпидемией чумы.

Комиссия по составлению нового Уложения была распущена. Работать в ней Радищеву не пришлось. Он вынужден был поступить на скромную должность протоколиста в сенате. Здесь он познакомился с «делами» о злоупотреблениях помещиков. Ужасные картины жестоких истязаний и даже убийств крепостных, зверских усмирений восставших крестьян «мелким ружьём и пушкой» проходили перед Радищевым, когда он читал казённые бумаги. Работа протоколиста не могла удовлетворить Радищева, и он перешёл на военную службу, которую также скоро бросил (в 1775 г.).

Радищев принимает участие в организованном Новиковым «Обществе, старающемся о напечатании книг».

В 1777 году Радищев поступил на службу в Коммерц-коллегию, ведавшую торговлей и промышленностью. Во главе этого учреждения стоял образованный вельможа А. Р. Воронцов. Вскоре Воронцов оценил Радищева и стал ему покровительствовать* В 1780 году Радищев был назначен помощником управляющего петербургской таможней, а в 1790 году — управляющим. Но ни служба, по которой он быстро продвигался, ни счастливо сложившаяся семейная жизнь (Радищев женился в 1775 г.) не могли отвлечь его от борьбы за свободу народа. В своих произведениях он неизменно проводил свободолюбивые идеи, вкладывал в написанное всё своё сердце, пламенеющее любовью к свободе, стойкость и непримиримость бойца-революционера.

Политические события, развёртывавшиеся в России (Пугачёвское восстание), в Северной Америке (война за независимость 1776—1783 гг.), во Франции (революция 1789 г.), поднимали и укрепляли революционные настроения Радищева.

На борьбу американских колоний за независимость он откликается одой «Вольность» (1781 —1783), которая представляла собой приветствие американскому народу, освободившему себя от власти Англии, и призыв к революции в России. Ода не была полностью напечатана при жизни Радищева; отрывки из неё он поместил в главу «Тверь» своего основного труда — «Путешествие из Петербурга в Москву».

Но когда Америка стала независимой страной, Радищев понял истинный характер американской «демократии» и заклеймил её как лживую. В главе «Хотилов» своего «Путешествия» он писал, что в Америке «сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мраза (мороза) укрова». Ж

В 1789 году Радищев напечатал книгу «Житие Ф. В. Ушакова». В ней он рассказал о жизни своего близкого друга, с которым жил и учился в Лейпциге (Ушаков умер в Лейпциге в 1770 г.). Книга была насыщена свободолюбивыми идеями.

Основным трудом, над которым Радищев в это время работал, была книга «Путешествие из Петербурга в Москву». Задумал он это произведение давно, вскоре после приезда из Лейпцига на родину, и работал над ним с перерывами около десяти лет. (Один такой перерыв вызвала в 1783 г. смерть любимой жены.) С 1785 года он возобновляет работу и заканчивает книгу в 1789 году. В июле 1789 года Радищев получил у петербургского обер-полицмейстера разрешение на печатание книги. Но типография, куда он обратился, побоялась её печатать. Тогда Радищев купил печатный станок и устроил типографию у себя на дому. В ней он и напечатал «Путешествие из Петербурга в Москву». Закончив в мае 1790 года печатание 650 экземпляров книги, Радищев отдал в продажу только 25 экземпляров да несколько роздал друзьям и знакомым. Книга вызвала небывалый шум. Скоро она дошла и до Екатерины. Читая «Путешествие», царица пришла в негодование. В своих примечаниях к книге она писала: «Надежды полагает на бунт мужиков..» Царям грозится плахою...» Намерения автора — «показать недостаток теперешнего образа управления и пороки оного (его)» и т. п. Своему секретарю Екатерина сказала о Радищеве: «Он бунтовщик хуже Пугачёва». Хотя книга была издана без имени автора, его вскоре нашли. 30 июня Радищева арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. Перед арестом Радищев успел дать распоряжение, чтобы все оставшиеся экземпляры книги были сожжены. Следствие шло быстро, и уже в июле Судебная палата приговорила Радищева к смертной казни. Казнь была заменена ссылкой на 10 лет в Сибирь, в Илимский острог (около 1000 вёрст севернее Иркутска). Полубольного Радищева заковали в кандалы и отправили в Сибирь в ссылку. Екатерина II, заменяя казнь ссылкой, рассчитывала, что Радищев не вынесет тяжкого путешествия или долгой ссылки вдали от семьи, в мучительных раздумьях о судьбе детей. Так бы и случилось, если бы на помощь Радищеву не пришёл Воронцов. Благодаря его хлопотам кандалы с Радищева были сняты, и он получил возможность ехать в несколько лучших условиях!. В Тобольске догнала его родственница и привезла к нему двух младших детей.

Радищев пробыл в ссылке шесть лет. Он много читал, лечил крестьян, изучал быт и экономическое положение края, писал.

После смерти Екатерины II (1796) Павел I разрешил Радищеву вернуться из Сибири. Ему было приказано поселиться в имении отца Немцове Калужской губернии, где он и пробыл четыре год», до смерти Павла I. По существу это тоже была ссылка, так как Радищев находился под надзором полиции и ему было запрещено выезжать из деревни. После вступления на престол Александра I в 1801 году Радищева совсем освободили от ссылки. Радищев переехал в Петербург н стал работать в Комиссии по составлению законов. Он составил «Записку о новых законах», где развивал мысль, что «лучше предупредить преступление, нежели оное наказывать», написал «Проект гражданского уложения», в котором говорил о равенстве всех сословий перед законом, об отмене телесных наказаний и пыток, о свободе печати и т. д.

Он оставался верен прежним своим взглядам. Но в комиссии заседали сановники совсем иных убеждений. Они косо смотрели на Радищева, видели в нём вольнодумца, которого не сломила даже ссылка. «Эх, Александр Николаевич! — сказал ему как-то раз руководитель комиссии граф Завадовский, — охота тебе пустословить по-прежнему... Или мало было тебе Сибири?» Эти слова были недвусмысленной угрозой. Смириться Радищев не мог, а бороться был не в силах. И он решил умереть, самой смертью своей протестуй против бесчеловечного режима самодержавия. 11 сентября 1802 года он отравился. «Потомство за меня отомстит»» — написал он незадолго до смерти.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.