Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17.2. Место и роль женских персонажей в романе Достоевского «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)

Женские образы в романе Ф. М. Достоевского занимают одно из центральных мест. Они играют важнейшую роль в развитии образа главного героя — Родиона Романовича Раскольникова. В «Преступлении и наказании» перед нами раскрываются многие женские характеры: старухи-процентщицы Алёны Ивановна, матери Раскольникова Пульхерии Александровны и его сестры Дуни, Сони Мармеладовой и ее мачехи Катерины Ивановны.

Старуха-процентщица Алёна Ивановна по теории Раскольникова относится к категории «тварей дрожащих», которых можно убивать ради блага человечества.

Действительно, образ старухи создан настолько неприятным, что не вызывает сочувствия ни у автора, ни у читателей. «Светлые с проседью, жиденькие волосы её, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку». Алёна Ивановна тиранила и избивала собственную сестру. Однако Раскольников после убийства осознаёт: «Я не старуху убил, я себя убил». Старуха была показана Достоевским для того, чтобы донести его главную идею о том, что нельзя убивать человека, каким гадким он бы ни был.

Елизавета, сестра старухи-процентщицы, в отличие от неё, была невинным человеком. Её убийство было случайностью. Этим событием Достоевский хотел подчеркнуть, что одно убийство влечёт за собой другое, нежеланное.

Семья Раскольникова включает в себя Пульхерию Александровну и Дуню. С их образами неотрывно связан мотив самопожертвования. Для Пульхерии Александровны её дети — смысл её жизни, поэтому когда Родиона отправляют на каторгу, её смысл жизни пропадает и она умирает. Дуня готова пожертвовать собою ради Родиона. Героиня согласна выйти замуж за Лужина, которого она презирает, чтобы финансово помочь Раскольникову. Роль образов матери и сестры в раскрытии характера Родиона велика, потому что любовь к семье была одним из поводов совершить преступление.

Следующим женским образом романа является Катерина Ивановна — мачеха Сони Мармеладовой. По сюжету эта героиня переживает многие испытания: смерть первого мужа, брак по расчёту с Мармеладовым, который не оправдал ее ожиданий и привел к глубокой нищете, нравственному и физическому надлому и скорой кончине. Жалость к бедственному положению Катерины Ивановны подтолкнула Раскольникова к милосердному поступку: он пожертвовал ей последние деньги. В этом фрагменте автор раскрывает нам героя с благородной стороны.

Главной героиней романа является Соня Мармеладова. Мотив «преступления» связывает Раскольникова с Соней. Родион переступил через другого, а она «переступила через себя» ради спасения детей Катерины Ивановны: ей пришлось пойти по жёлтому билету. Кланяясь ей, Раскольников говорит: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». Соня является носителем христианских идей, которые сталкиваются с бесчеловечной теорией Раскольникова. Именно благодаря ей Раскольников встаёт на путь раскаяния. Соня Мармеладова – идеал смирения для Достоевского.

Таким образом, мы рассмотрели женские образы романа. С их участием Раскольников проходит весь свой путь от вынашивания теории и осуществления убийства старухи до последующего долгого осознания и покаяния. Все они: Алёна Ивановна, Елизавета, Пульхерия Александровна, Дуня, Катерина Ивановна и Соня Мармеладова — повлияли на изменения и раскрытие характера Родиона Раскольникова.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.